Адаптация персонала - это процесс наиболее эффективного вхождения новых сотрудников в коллектив, ознакомление их со спецификой работы.

К сожалению, в настоящее время, многие работодатели считают данный этап либо необязательным, либо имеют к нему формальное отношение «мы же даем работнику испытательный срок, что еще надо?...  ».

Мало кто потом связывает непонятную текучку кадров с тем, что сотрудник «застрял» в неопределенном информационно-функциональном поле, и сам выбраться был не в состоянии…

И уж вообще никто не видит связи с тем, что почему-то, в отделах у многоуважаемой «Марьванны» и «Ванваныча», молодые сотрудники или вообще не задерживаются,  или приобретают вечный статус «тупые». И ведь «Марьванна» и «Ванваныч» старейшие сотрудники, вроде «рыцари без страха и упрека» компании,  и бедняга менеджер по персоналу уже с ног сбился, поставляя «свежее мясо» кандидатов, уважаемым монтрам))) руководителям.

Не понять сторонним наблюдателям процесса, что есть устное информационное поле компании,  больше похожее на мифы Древней Греции, в которое старейшины, или иные не очень-то лояльные сотрудники могли вложить свои иные смыслы. И вот уже новичку может казаться, что и начальница-Гидра и бухгалтер-Аид, а юристы - вообще Гарпии и вокруг «реют» многие другие жуткие персонажи, желающие свежей крови. И условия работы представляются если не совсем, то очень иными от тех, о которых вещал персональщик, и в коллективе спиной лучше ни к кому не  поворачиваться, да и перспектив развития не будет НИКОГДА……(((((. 

И вот бедный мозг новичка, не в состоянии поглотить в себя такое вместилище пороков, неизбежно командует ему сигнал «SOS» и приказ спасаться бегством. И бегство происходит, конечно.

А директор в очередной раз «поглощает» новую порцию блюда под названием: «плохой подбор/тупой кандидат», «не тот рынок труда/некомпетентный кадровик», «плохая компания/кризис», «неконкурентный продукт» и т.д. в ассортименте.

И ТРАТИТ ДЕНЬГИ!!!   ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ!!!!  ТРАТИТ И ТРАТИТ!!!!!

А  ведь руководству всего то и надо было -  разработать заранее,  и объявить  с порога «правила игры» для вновь прибывших, и назначить ответственных за благополучное усвоение правил  новичком из числа работающего персонала!

Итак,

Цели и задачи адаптации персонала в организации

  1. Ускорение введения в курс дела новичков.
  2. Снижение уровня текучести кадров.
  3. Мотивация сотрудников на эффективную качественную работу, максимальную отдачу и рост производительности труда.
  4. Сплоченность коллектива.

За организацию системы адаптации персонала и ее проведение отвечает служба по персоналу, руководитель структурного подразделения, где работает новый сотрудник.

 

Виды адаптации персонала

Выделяют следующие разновидности трудовой адаптации персонала:

  • Профессиональная адаптация - подразумевает овладение новым работником своей специальностью, приобретение и доработка необходимых профессиональных навыков и умений. Профессиональная адаптация персонала зависит от обучаемости новичка, уровня подготовки его рабочего места и обеспечения необходимыми рабочими материалами.
  • Социально-психологическая адаптация - данный вид профориентации и адаптации персонала подразумевает вливание в новый коллектив, приспособление к руководству, коллегам, сложившимся в организации нормам и правилам поведения.
  • Организационная адаптация - основана на ознакомлении сотрудника с должностной инструкцией и понимании места его должности в организационной структуре компании и роли в производственном процессе.

  Наша компания предлагает услуги в построении структуры адаптационного процесса:

  • Создание Свода Стандартов Компании (разрабатываются исходя из внутренних и внешних взаимодействий организации, корпоративных условий, норм, правил и иных согласованных пожеланий Заказчика);
  • Описание бизнес-процессов, которые будут основой для эффективных, неформальных (относящихся только к деятельности данной компании) и понятных должностных инструкций;
  • Создание соответствующего документооборота (Положения, должностные инструкции);
  • Построение системы наставничества (незаслуженно забытой, но от этого не ставшей менее эффективной);
  • Осуществление внедрения и контроля эффективного исполнения данного этапа в структуре управления компании;

 

Применение адаптации в комплексе ведет к успешному завершению испытательного срока нового работника и экономии издержек организации на поиск, обучение и оценку персонала.