Одним из запросов, по которым наши консультанты диагностируют высокий этап организационного развития компании, является запрос руководителя на проведение тренинга командообразования.

Переход от «простых коллективных посиделок» к целенаправленному использованию времени, к заданному результату, говорит о том, что компания начинает понимать, что персонал, это многоуровневый ресурс, и пришла пора использовать бесценный клад предприятия - коллективный эмоциональный интеллект.

Формировать и использовать эмоциональный интеллект оптимальнее всего через направленное формирование команды - через тренинги командообразования. Задачи и цели данного тренинга многообразны:

 Формирование командного духа — одна из первейших задач тренинга командообразования. При этом происходит усиление чувства сплоченности коллектива, развитие доверия между сотрудниками организации, что дает дополнительные гарантии выживаемости и продвижения компании в целом;

 Также, в процессе командообразования каждый участник тренинга научается принимать ответственность за результат деятельности команды в целом. Происходит проявление и развитие ситуационного лидерства у участников тренинга. Группа работает на принятие единого командного решения;

 В ходе выполнения сложных интеллектуальных, эмоциональных и ролевых заданий, решаются задачи формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях, переход из состояния конкуренции к сотрудничеству между участниками. И, конечно же, получение заряда позитивного настроения!

Особенностью такой формы корпоративного тренинга является рефлексия – обратная связь, получаемая от участников тренинга командообразования и после завершения программы и в конце каждого из этапов. Рефлексия является апофеозом любого корпоративного тренинга.

В ходе веревочного тренинга в игровой форме отрабатываются такие командные и лидерские компетенции, как:

 постановка единых целей,

 совместное принятие решений,

 делегирование полномочий и эффективное распределение ролей,

 контроль и ответственность за качественное выполнение поставленных задач,

 создание доверительных и партнерских отношений,

 осознанная коммуникация навыки влияния,

 практика лидерства, отработка мотивационных установок,

 инновационность и креативность,

 эффективная внутрикомандная работа и командное взаимодействие.

По отзывам руководителей, чьи коллективы проходили данные тренинги, были достигнуты следующие цели веревочного курса:

 повысилась мотивация участников к командной работе;

 были налажены доверительные партнерские конструктивные отношения между участниками;

 были отработаны навыки ролевого распределения в команде;

 появилась возможность эффективного принятия новичков в свой круг;

 возникновение у команды чувство уверенности в собственных силах, повысилась самооценка ее участников;

 возникновение у сотрудников чувство коллективной ответственности за общий результат;

 повысилась способность у членов команды к быстрому реагированию на ситуацию и принятию решения сообща;

 возросла эффективность взаимодействия между сотрудниками;

 проявилась способность персонала преодолевать свой страх, и желание нести ответственность за рискованность при условии максимальной поддержки команды;

 возникли условия для повышения командного духа и уровня сплоченности;

 было пережито захватывающее приключение, ставшее фундаментом в истории команды;

 была проведена диагностика состояния коллектива «на игровом поле».

Кроме того, коммандообразующие тренинги традиционно выявляют сотрудники, изначально демонстрирующие высокий уровень агрессии к происходящему (обычно такие реакции бывают вызваны непониманием смысла будущих событий и соответственно эмоциями страха перед неизвестным, психологической защитой от которого чаще и выступает агрессивные реакции, связанные с невысоким уровнем эмоционального интеллекта). Эти сотрудники по классической тренинговой схеме попадают в аутсайдеры команды, провоцируя, в свою очередь, по отношению к себе агрессию со стороны остальных участников, соответственно чувствуют себя обиженными и занимаются поисками виновного в своем поведении. (Очевидно, такие схемы поведения типичны для них и в ходе профессиональной деятельности (транслируем эту заметку в случае того, если руководству придется с этим столкнуться, т.к. это может отразиться на профессиональной деятельности и отношениях с руководством)). Однако, правильной работе с индивидуальной и коллективной обратной связью в ходе тренинга, зачастую, удаётся переломить неэффективные ролевые и личностные установки аутсайдеров и вовлечь их в конструктивную командную деятельность.

Для самих же участников тренинга, находящихся внутри ситуации, много чего остается за сферой непосредственного понимания того, за счет чего, собственно говоря, достигается дополнительный прирост необходимых знаний и умений (кроме осознанных реакций и оценок).

В течение всего процесса тренинга формируются навыки и установки, меняются личностные диспозиции, то есть всё то, что непосредственно влияет на компетентность персонала. Таким образом, повышение уровня индивидуальной и коллективной компетентности достигается на разных уровнях: осознанном и подсознательным, непосредственно в ходе тренинга и отсроченным во времени. Результаты проявляются и закрепляются еще в течение 3-6 месяцев спустя проведения мероприятия.